Як-40

История создания

Постановление Совета Министров СССР о создании самолёта для замены Ил-12 и Ил-14 вышло в 1960 году. Проект Як-40 разработан в ОКБ Яковлева в 1964 году на основе побочных проектов ОКБ Бериева. Он стал вторым в истории реактивным самолётом для местных авиалиний, после North American Sabreliner 60 на 12 пассажиров, компании Continental Airlines.

Опытный образец построен в 1965 году, лётные испытания начались в 1966 году: 21 октября состоялся первый полёт «Як-40» с тремя ТРДД АИ-25. Пилотировали машину лётчики-испытатели А. Л. Колосов, Ю. В. Петров. Уже в 1967 самолёт был запущен в серийное производство на авиационном заводе в Саратове.

Герб пгт. Быково, Московской области
Первые регулярные рейсы Як-40 начались из аэропорта Быково, что нашло отражение в гербе городского поселения Быково Раменского района Московской области в 2009 году[3].

Самолёты первых выпусков имели 24 пассажирских места. Некоторое время самолёт выпускался с взлётной массой 14,7 т и числом мест 27. Дальность полёта составляла 710 км (с резервами топлива). Позднее приступили к выпуску улучшенного варианта с взлётной массой 16,1 т и числом мест 32. На этой модификации удалось увеличить дальность полёта. Схема с прямым крылом и кормовой установкой трёх двигателей, средний из которых оснащён реверсивным устройством. Возможен горизонтальный полёт с одним из трёх двигателей.

На середину 1972 года самолёты Як-40 налетали более 150 миллионов километров и перевезли около 7 миллионов пассажиров.

Летающая лаборатория Jak-40LL, предназначенная для испытаний двигателей и воздушных винтов
Серийное производство самолёта было прекращено в 1981 году из-за перехода завода-изготовителя на производство нового самолёта Як-42. Ещё одной причиной явилась начавшаяся в стране кампания экономии. Реактивный самолёт, перевозивший всего два-три десятка человек на небольшие расстояния, стал экономически невыгодным. Последний экземпляр Як-40 заводской номер 9840459 был построен для Закарпатского машиностроительного завода в январе 1982 года[5]. Первое массовое списание лайнеров состоялось в конце 1980-х годов. В 1990-е годы сложности с приобретением новой техники и сравнительно низкие цены на авиационное топливо сделали Як-40 востребованным самолётом, многие из них в эти годы использовались в качестве корпоративного и VIP-транспорта. В 1992 году на Смоленском авиационном заводе была организована доработка самолётов Як-40 в вариант Як-40Д с увеличенным объёмом топливных баков (6 т), а в 1996 — доработка самолётов Як-40 в административный вариант (установка радиооборудования для полётов по международным линиям, оборудование салона бизнес-класса, наружная окраска полиуретановыми эмалями). По мере старения авиапарка, роста цен на топливо, появления на рынке более экономичных и современных конкурентов, а также стремительного свёртывания региональных авиаперевозок самолёты типа Як-40 стали всё реже появляться в небе, а с начала 2000-х годов началось их массовое списание и вывод из эксплуатации.

Модернизация

В 2012 году в СибНИА начаты инициативные работы по ремоторизации Як-40. На одной из машин заменили сначала один а позднее два двигателя на Garrett TFE731 (англ.)русск.. После успешной обкатки третий двигатель в фюзеляже был демонтирован и вместо него установлена вспомогательная силовая установка с соответствующими аэродинамическими накладками на месте демонтированных воздухозаборника и сопла. В ноябре 2016 года модернизированный самолёт в двухдвигательном исполнении, получивший наименование Як-40МС, совершил свой первый полёт.

Впоследствии двухдвигательная машина стала основой для отработки элементов перспективного воздушного судна для региональных и местных авиаперевозок по заказу Минпромторга. В рамках соответствующего НИОКР самолёт получил наименование демонстратора технологий СТР-40ДТ. В 2018 году на нём полностью заменили крыло на композитное. В декабре 2018 года самолёт начал выполнение программы испытательных полётов[8]. Предполагалось, что НИОКР закончится созданием прототипа нового полностью композитного самолёта в размерности и компоновке Як-40.

Вид кабины нашего экспоната.

Технические характеристики

Экипаж: три человека + один бортпроводник
Пассажировместимость: 40, 36, 34, 31, 27 человек (зависимо от варианта выполненной компоновки) ;
Грузоподъёмность: 3240 килограмм;
Длина: 20,36 метров;
Размах крыла: 25,0 метров;
Высота: 6,5 метров;
Площадь крыла: 70,0 квадратных метров;
Масса снаряжённого: 17265 килограмм;
Масса пустого: 13750 килограмм;
Максимальная взлётная масса: 17200 килограмм;
Масса топлива во внутренних баках: 6000 килограмм;
Силовая устатновка: ТРДД АИ-25 (тр и экземпляра);
Номинальная яга: 3 × 1120 килограмм*сил ()
Силовая вспомогательная установка: АИ-9 ГТД (один экземпляр).

Лётные характеристики:

Предельная скорость: 546 километров в час (на высоте 6000 метров) ;
Крейсерская скорость: 510 километров в час (на высоте 6000 метров);
Перегоночная дальность: 2500 километров;
Практический потолок: с пассажирами 6000 метров; перегоночный 8000 метров;
Скороподъёмность: 7,0 метров в секунду (у земли);
Длина разбега: 850 метров;
Длина пробега: с реверсом 550 метров; без реверса 750 метров .

Подробнее на: https://avia.pro/blog/yak-40