СУ-25



Су-25 (изделие «Т-8», по кодификации НАТО: Frogfoot — «лягушачья лапа») — советский штурмовик, бронированный дозвуковой военный самолёт.
 
Штурмовик предназначен для непосредственной поддержки сухопутных войск над полем боя днём и ночью при прямой видимости цели, а также уничтожения объектов с заданными координатами круглосуточно в любых метеоусловиях. Су-25 впервые поднялся в воздух 22 февраля 1975 года. Самолёты этого типа эксплуатируются с 1981 года, принимали участие во множестве военных конфликтов.

Работа по созданию штурмовика Су-25 началась в ОКБ П. О. Сухого в середине 1960-х годов в инициативном порядке, когда стало ясно, что принятое в 1956 году решение об упразднении штурмовой авиации и передаче её функций истребителям-бомбардировщикам является ошибочным. 

В начале 1968 года были разработаны предварительные требования к проектируемому самолёту:

надёжная защита экипажа и основных узлов и агрегатов от бронебойных пуль и осколков ракет,

размещение на аэродромах с грунтовой ВПП,

короткое время для подготовки к боевому вылету,

простота в управлении для пилотирования лётным составом средней квалификации.

В мае 1968 года П. О. Сухому впервые представили предварительный проект штурмовика. Генеральный конструктор дал указание продолжать разработку и строить полноразмерный макет. Прототип получил название СПБ — самолёт поля боя.[4]

При разработке штурмовика были выполнены научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по 40 темам, изготовлено и испытано около 600 образцов и макетов. В феврале 1975 года прототип штурмовика, имевший рабочее обозначение Т-8, был поднят в воздух, а в марте 1981 г. штурмовик был принят на вооружение ВВС СССР под обозначением Су-25.

Компоновочная схема самолета Су-25

Технические характеристики

  • Экипаж: 1 лётчик
  • Длина: 15,36 м (с ПВД)
  • Размах крыла: 14,36 м
  • Высота: 4,8 м
  • Площадь крыла: 30,1 м²
  • Коэффициент удлинения крыла: 6
  • Коэффициент сужения крыла: 3,38
  • Угол стреловидности по передней кромке: 20°
  • Поперечное V крыла: −2,5°
  • База шасси: 3,57 м
  • Колея шасси: 2,51 м
  • Масса пустого: 9315 кг
  • Масса снаряжённого: 11 600 кг
  • Нормальная взлётная масса: 14 600 кг
  • Максимальная взлётная масса: 17 600 кг
  • Масса топлива во внутренних баках: 3000 кг
  • Масса броневой защиты: 595 кг
  • фонарь: 48,5 кг лобовое (бронестекло)
  • кабина пилота: 424,9 кг
  • топливная и масляная системы: 121,6 кг
  • Масса протектора: 160 кг
  • Общая масса средств обеспечения БЖ: 1050 кг (7,2% нормальной взлётной массы)
  • Силовая установка: 2 × ТРД Р-95Ш
  • Тяга: 2 × 4100 кгс (40,2 кН)
  • Лётные характеристики
  • Максимальная скорость: 950 км/ч (с норм. боевой нагрузкой)
  • Крейсерская скорость: 750 км/ч
  • Посадочная скорость: 210 км/ч
  • Практическая дальность: (с норм. боевой нагрузкой)
  • на высоте:
  • без ПТБ: 640 км
  • с 2× ПТБ-800: 950 км
  • с 4× ПТБ-800: 1 250 км
  • у земли:
  • без ПТБ: 495 км
  • с 2× ПТБ-800: 620 км
  • с 4× ПТБ-800: 750 км
  • Перегоночная дальность: 1 950 км
  • Практический потолок: 7 000 м[* 2] [* 3]
  • Высота боевого применения с максимальной боевой нагрузкой:’ 5000 м
  • Радиус виража: 680 м (при норм. боевой нагрузке на 1500 м при 555 км/ч)
  • Скороподъёмность: 60 м/с (у земли с нагрузкой 1000 кг)
  • Нагрузка на крыло: 485 кг/м² (при норм. взлётной массе)
  • Тяговооружённость: 0,56 / 0,466 (при норм./макс. взлётной массе)
  • Длина разбега: 
  • на бетонной ВПП: 550 м
  • на грунтовой ВПП: 600 м
  • Длина пробега: (без тормозного парашюта)
  • на бетонной ВПП: 600 м
  • на грунтовой ВПП: 700 м
  • Максимальная эксплуатационная перегрузка:
  • с нормальной боевой нагрузкой: + 6,5 g
  • с максимальной боевой нагрузкой: + 5,2 g
  • Вооружение
  • Стрелково-пушечное: двуствольная 30-мм пушка ГШ-30-2 с боезапасом 250 патронов
  • Точки подвески: 10
  • Боевая нагрузка: 
  • нормальная: 1 400 кг (4× ФАБ-250 + 2× Р-60 + боезапас пушки)
  • максимальная: 4 400 кг
  • Управляемые ракеты: 
  • ракеты «воздух-воздух»: 2 × Р-60 (АА-8)
  • ракеты «воздух-поверхность»: 4 × Х-25МЛ или Х-25МЛП или С-25Л или 2 × Х-29Л
  • Неуправляемые ракеты:  
  • 256 (8 × 32) × 57 мм С-5 в блоках УБ-32 или
  • 160 (8 × 20) × 80 мм С-8 в блоках Б-8 или
  • 40 (8 × 5) × 122 мм С-13 в блоках Б-13 или
  • 8 × 240 мм С-24 или 266 мм С-25
  • Бомбы: свободнопадающие и корректируемые различного назначения, бомбовые кассеты
  • 8 × 500 кг (ФАБ-500, РБК-500 и т. д.) или
  • 8 × 250 кг (ФАБ-250, РБК-250 и т. д.) или
  • 8 или 32 × 100 кг или
  • 8 × контейнеров КМГУ-2
Су-25УБ

Модификации

  • Су-25 – базовая модель штурмовика
  • Су-25К — Коммерческий— экспортный вариант Су-25. В период 1984—1989 построено 180 самолётов. Также Су-25К назывался проект корабельного варианта
  • Су-25Т — Созданный в 1984 на основе Су-25УБ противотанковый штурмовик. Усилена центральная секция, на месте второй кабины размещено радиоэлектронное оборудование, изменена носовая часть, добавлен прицельный комплекс И-251 «Шквал», установлен ИЛС, добавлена возможность использовать современные высокоточные боеприпасы, кабина герметизирована.
  • Су-25УБ – ВВС Грузии Учебно-боевой двухместный штурмовик.
  • Су-25СМ – Модернизированный боевой одноместный штурмовик с новой авионикой и частью оборудования.
  • Су-25КМ — Модернизированный Израилем Грузинский штурмовик. Обновлена авионика, добавлена возможность применения боеприпасов НАТО.
  • Су-28 – Учебно-тренировочный самолёт. Серийно не производился.
  • Су-25УТГ – Учебно-тренировочный самолёт для обучения взлету и посадке на палубу авианосцев.
  • Су-39 – Противотанковый штурмовик, дальнейшее развитие Су-25Т. Оснащается радиолокационной станцией «Копьё-25» в подвесном контейнере.
    • Су-25УБМ — Модернизированный двухместный штурмовик, создаваемый в качестве учебно-боевого варианта Су-25СМ и Су-39. Предполагается, что самолёт сможет использоваться как в качестве тренировочного для одноместных модификаций, так и в качестве самостоятельной боевой единицы.
  • Су-25М1 — Украинская модернизация Су-25. Установлено модернизированное оборудование украинских производителей. Производство по модернизации штурмовика, развернуто в Запорожье.
  • Су-25УБМ1 — Украинская модернизация Су-25УБ аналогичная Су-25 М1

Боевое применение Су-25

  • Гражданская война в Анголе (1975—2002)
  • Афганская война (1979—1989)
  • Ирано-иракская война (1980—1988)
  • Война в Персидском заливе (1991)
  • Гражданская война в Таджикистане (1992—1997)
  • Абхазская война (1992—1993)
  • Карабахская война (1991—1994)
  • Первая чеченская война (1994—1996)
  • Война в Конго (1997—2002)
  • Эфиопо-эритрейский конфликт (1998—2000)
  • Вторая чеченская война (1999—2000)
  • Конфликт в Македонии (2001)
  • Французско-Ивуарский конфликт (2004)
  • Война в Южной Осетии (2008)
  • Дарфурский конфликт
  • Вооружённый конфликт на востоке Украины (2014)